УСЛУГА ВРЕМЕННОГО ПРИЮТА
для жертв торговли людьми, лиц, пострадавших от насилия, террористических актов, техногенных катастроф, стихийных бедствий и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Если Вы по тем или иным причинам оказались в кризисном состоянии, Вы может лично обратиться в отделение социальной адаптации и реабилитации ГУ «Вилейский территориальный центр социального обслуживания несения», расположенное по адресу:
г. Вилейка, ул. Водопьянова, 33, кабинет № 5.
Либо позвонить по телефону:
3-63-19, 3-63-17.
Здесь Вам при необходимости анонимно и бесплатно окажут психологическую, социальную и юридическую помощь. Отделение социальной адаптации и реабилитации работает ежедневно (кроме субботы и воскресенья) с 8.00 до 17.00.
Если беда случилась с Вами в вечернее или ночное время, в выходной день, Вы можете обращаться за помощью в отдел внутренних дел по телефону:
102.
Сотрудники милиции, с Вашего согласия, проинформируют специалистов Центра о Вашей проблеме,
также по телефону круглосуточного доступа в «кризисную» комнату:
(8044) 456 72 34
(мобильный оператор А1)
Мы готовы Вас выслушать, поддержать и помочь принять необходимое решение.
СОДЕРЖАНИЕ УСЛУГИ ВРЕМЕННОГО ПРИЮТА
Услуга предусматривает:
- информирование о содержании услуги, сроках и условиях предоставления;
- ознакомление с местом, условиями временного проживания, правилами внутреннего распорядка;
- информирование (проведение инструктажа) по технике безопасности, включая пользование бытовыми приборами;
- разработку и обсуждение с получателем услуги индивидуального плана безопасности (порядок реагирования в случае возникновения непредвиденной (экстренной) ситуации, угрожающей жизни и (или) здоровью получателя услуги);
- предоставление отдельного спального места (диван, кровать), чистого комплекта спальных принадлежностей (подушка, одеяло, простынь, наволочка, пододеяльник) и других предметов первой необходимости (полотенце, халат, средства личной гигиены – мыло, туалетная бумага, шампунь, зубная паста, зубная щетка) (при необходимости);
- помощь в адаптации к месту временного приюта;
- предоставление во временное пользование необходимого набора посуды (в том числе чашки, ложки, тарелки) или обеспечение одноразовой посудой (при необходимости);
- обеспечение беспрепятственного доступа к питьевой воде;
- предоставление для временного пользования оборудования для кипячения воды (чайник), приготовления (разогрева) пищи, необходимого набора посуды для приготовления пищи (в том числе кастрюли, сковороды);
- обеспечение чаем, оказание содействия в получении продуктов питания или горячего питания (при необходимости).
ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ УСЛУГИ ВРЕМЕННОГО ПРИЮТА
- Услуга должна обеспечить удовлетворение потребности во временном безопасном жизнеустройстве. Услуга оказывается на базе «кризисной» комнаты.
- Услуга предоставляется на условиях конфиденциальности.
- «Кризисная» комната должна соответствовать следующим требованиям:
- по возможности быть изолированной, иметь отдельный вход, располагаться не выше третьего этажа, при размещении на первом этаже окна должны быть дополнительно укреплены;
- обеспечена системой безопасности (тревожной кнопкой) и стационарной телефонной связью, аптечкой первой помощи;
- оборудована местами и мебелью для сна и отдыха (в том числе кроватью, диваном), мебелью для хранения вещей (тумбочки, шкаф), стульями, столом, а также специальной мебелью для детей;
- иметь отдельное помещение (место) для приготовления пищи, оборудованное техникой, необходимой для приготовления и хранения пищи (в том числе холодильником, плитой, чайником, СВЧ-печью, мультиваркой), иметь кухонные принадлежности для приготовления и употребления пищи (в том числе посудой, столовыми приборами);
- иметь отдельное помещение (место), оснащенное необходимым санитарным оборудованием (в том числе раковиной, душем, унитазом);
- иметь средства гигиены (в том числе мыло, шампунь, зубная паста, зубная щетка);
- соответствовать требованиям санитарных норм и правил для учреждений социального обслуживания, осуществляющих стационарное и полустационарное социальное обслуживание;
- иметь информационные материалы по технике безопасности, в том числе противопожарной (памятки, листовки, брошюры), правила внутреннего распорядка, утвержденные руководителем ТЦСОН. Информационные материалы должны располагаться на виду в доступном месте.
- Для получателя услуги разрабатывается индивидуальный план безопасности (составляется в двух экземплярах, один из которых остается у получателя услуги).
- При необходимости порядок осуществления питания, условия его организации и оплаты должны быть оговорены с получателем услуги, оформлены договоры на его предоставление организацией общественного питания (талонов на питание).
- Предоставляемые продукты питания и средства личной гигиены должны содержать всю необходимую информацию (в том числе срок годности, состав).
- Обеспечение доступа к питьевой воде должно осуществляться круглосуточно.
- Оборудование, бытовые и световые приборы должны быть исправны (находиться в рабочем состоянии).
ПОЛОЖЕНИЕ
О «КРИЗИСНОЙ» КОМНАТЕ
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- Настоящее Положение о «кризисной» комнате для оказания гражданам услуги временного приюта (далее – Положение) разработано на основании:
Закона Республики Беларусь от 22 мая 2000 г. № 395-З «О социальном обслуживании»;
Закона Республики Беларусь от 7 января 2012 г. № 350-З «О противодействии торговле людьми»;
Закона Республики Беларусь от 4 января 2014 г. № 122-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»;
постановления Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря
постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 10 января
постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26 января
2. Положение регламентирует порядок и условия функционирования «кризисной» комнаты.
3. В Положении используются следующие понятия и их определения:
временный приют – предоставление временного места пребывания гражданам, не имеющим определенного места жительства либо по объективным причинам утратившим возможность нахождения по месту жительства и месту пребывания;
«кризисная» комната – специально оборудованное отдельное помещение, в котором созданы необходимые условия для безопасного проживания;
насилие в семье – умышленные действия физического, психологического, сексуального характера члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания;
гражданин, пострадавший от насилия в семье – гражданин, который заявил, что в отношении него близким родственником, супругом (супругой), бывшим супругом (супругой) либо иными гражданами, которые проживают (проживали) совместно и ведут (вели) общее хозяйство были совершены действия физического, психологического, сексуального характера, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания;
гражданин, который мог пострадать от торговли людьми или связанных с ней преступлений, – гражданин Республики Беларусь, иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых осуществляется идентификация жертв торговли людьми;
жертва торговли людьми – гражданин, в отношении которого совершены торговля людьми или связанное с ней преступление;
социальная услуга – действие по оказанию гражданину помощи в целях содействия в предупреждении, преодолении трудной жизненной ситуации и (или) адаптации к ней;
трудная жизненная ситуация – обстоятельство (совокупность обстоятельств), объективно ухудшающее условия жизнедеятельности либо представляющее опасность для жизни и (или) здоровья гражданина, последствия которого он не в состоянии преодолеть.
ГЛАВА 2
ОРГАНИЗАЦИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ «КРИЗИСНОЙ» КОМНАТЫ
4. Для оказания услуги временного приюта при отделении социальной адаптации и реабилитации государственного учреждения «Вилейский территориальный центр социального обслуживания населения» (далее – центр) создается «кризисная» комната.
Информация о месте расположения «кризисной» комнаты является конфиденциальной.
5. «Кризисная» комната должна соответствовать санитарным нормам и правилам «Требования для учреждений социального обслуживания, осуществляющих стационарное и полустационарное социальное обслуживание», утвержденным постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 31 декабря 2013 г. № 136, требованиям противопожарной безопасности.
6. Доступ в «кризисную» комнату обеспечивается круглосуточно в порядке, установленном директором центра.
7. Центр ежеквартально представляет в отдел внутренних дел Вилейского районного исполнительного комитета информацию о телефонах специалистов центра, ответственных за организацию работы «кризисной» комнаты, в том числе и в нерабочее время, незамедлительно уведомляет об их изменениях.
ГЛАВА 3
ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ПОМЕЩЕНИЯ ГРАЖДАН В «КРИЗИСНУЮ» КОМНАТУ
8. В «кризисную» комнату могут быть помещены:
жертвы торговли людьми;
лица, пострадавшие от насилия;
лица, пострадавшие от террористических актов, техногенных катастроф и стихийных бедствий;
лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
По решению Вилейского районного исполнительного комитета (далее – Вилейский райисполком) от 11 июня 2021 г. № 874 «Об оказании услуги временного приюта» услуга временного приюта может оказываться другим категориям граждан, находящимся в трудной жизненной ситуации.
9. В «кризисную» комнату помещаются граждане по направлению управления по труду, занятости и социальной защите Вилейского райисполкома, управления по образованию, спорту и туризму Вилейского райисполкома, отдела внутренних дел Вилейского райисполкома, учреждения здравоохранения «Вилейская центральная районная больница», а также обратившиеся самостоятельно.
10. С гражданином заключается договор на оказание услуги временного приюта по установленной законодательством форме.
11. Для заключения договора гражданин представляет заявление и документ, удостоверяющий личность.
В случае экстренной необходимости в получении услуги временного приюта и отсутствия у гражданина документа, удостоверяющего личность, услуга оказывается на основании письменного заявления с последующим предоставлением документа, удостоверяющего личность, в течение 3 рабочих дней с даты подачи заявления. В случае утраты документа, удостоверяющего личность, гражданин обращается в органы внутренних дел для его восстановления.
12. Услуга временного приюта предоставляется на базе «кризисной» комнаты гражданам старше 18 лет (при обращении семьи с детьми, дети заселяются вместе с родителем).
13. Во время пребывания граждан в «кризисной» комнате бытовые и прочие условия их жизнедеятельности осуществляются на принципах самообслуживания. При заселении семьи с детьми уход за детьми осуществляется родителем.
В период пребывания граждан в «кризисной» комнате питание граждан при необходимости осуществляется из средств местного бюджета, средств, полученных от приносящей доходы деятельности, безвозмездной (спонсорской) помощи, других источников, не запрещенных законодательством.
14. Гражданину, помещенному в «кризисную» комнату, разъясняются правила внутреннего распорядка, определяющие условия пребывания в данной комнате, утвержденные директором центра.
15. При заселении в «кризисную» комнату гражданин подписывает согласие с правилами внутреннего распорядка, о неразглашении места нахождения «кризисной» комнаты, проходит инструктаж по технике безопасности, включая пользование бытовыми приборами, противопожарной безопасности.
16. При заселении в «кризисную» комнату пострадавшего от насилия в семье, жертвы торговли людьми разрабатывается и обсуждается индивидуальный план безопасности (порядок реагирования в случае возникновения непредвиденной (экстренной) ситуации, угрожающей жизни и (или) здоровью получателя услуги).
17. При необходимости гражданам оказываются иные социальные услуги, предоставляемые центром, в порядке, установленном законодательством. В случае необходимости к оказанию помощи привлекаются органы внутренних дел, образования, организации здравоохранения, другие организации.
18. Срок пребывания в «кризисной» комнате граждан определяется в договоре и может быть продлен с учетом обстоятельств конкретной жизненной ситуации.
ГЛАВА 4
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН, ПОМЕЩЕННЫХ В «КРИЗИСНУЮ» КОМНАТУ
19. Гражданин, помещенный в «кризисную» комнату, имеет право на:
конфиденциальность информации, ставшей известной специалистам центра при оказании социальных услуг;
уважительное и гуманное отношение специалистов центра;
получение информации о видах помощи и услугах, оказываемых центром, порядке и условиях их предоставления;
содействие специалистов центра в получении помощи в организациях здравоохранения, органах образования, внутренних дел, других организациях.
20. Гражданин, помещенный в «кризисную» комнату, обязан:
выполнять условия пребывания в «кризисной» комнате;
соблюдать правила внутреннего распорядка для граждан, пребывающих в «кризисной» комнате;
не разглашать информацию о месте нахождения «кризисной» комнаты;
незамедлительно освободить «кризисную» комнату в случае нарушения правил внутреннего распорядка;
бережно относится к имуществу и оборудованию, находящемуся в «кризисной» комнате;
поддерживать чистоту в «кризисной» комнате, в местах общего пользования.
ГЛАВА 5
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И КОНТРОЛЬ
21. Ответственность за организацию работы «кризисной» комнаты несет специалист отделения социальной адаптации и реабилитации, назначенный приказом директора центра.
22. Контроль за целевым использованием «кризисной» комнаты возлагается на директора центра.